Урок литературы в 7 классе "Малая родина в поэзии Н.Рубцова"
Задачи: 1 Отработка навыка анализа лирического стихотворения
2 Учить читать выразительно
3 Пробудить интерес к творчеству Николая Рубцова.
Оборудование:<o:o:p></o:o:p>
1 Газета «С душою чистою как луч»
2 Учебник литература вторая часть стр; 178
3 Компьютер, дискета с презентацией
4 Музыкальный центр диск ( песни Николая Рубцова)
5 Цветные карандаши
6 Сборники стихотворений
7 Памятки для учащихся
Ход урока:<o:o:p></o:o:p>
- Вступительное слово учителя<o:o:p></o:o:p>
Родина…… Отечество……Отчизна -для нас это наша родная Россия.Но у каждого из нас с вами, ребята есть маленький уголок, точечка на Земле где мы родились, сделали первые шаги в жизнь ,-это наша родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в жизни, чем Родина-Россия. И это место принято называть «малая родина»
Работа со словом<o:o:p></o:o:p>
-Произнесите про себя это слово
-Какие картины встают перед вашими глазами. Назовите.
Знакомство с темой урока.
Сегодня мы будем говорить о поэте, через творчество которого красной нитью прошла тема «Россия и его малая родина»
Первая страница нашего устного журнала
Рубцов — поэт, человек.Какой?<o:o:p></o:o:p>
Презентация биографии.
1.Николай Михайлович Рубцов.
(фото)
2.Н.М. Рубцов родился 5 января 1936 года в посёлке Емецк на Северной Двине, недалеко от Архангельска. Вскоре его родители переехали в Тотемский район Вологодской области.
3.Сиротство
Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где он учился, Н. Рубцов о родителях написал: « Сведений почти не имею»
4.С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова
стихотворение «Детство»
5.Мечта о море
Мальчишка, не видевший моря бредил им. Мечта эта привела его в 16 лет в Архангельск, где он сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно.
(фото)
6.1955 год Работает в Ленинграде. Отсюда уходит служить на флот на 4 года, на эскадренный миноносец. Здесь начинает печататься во флотских газетах.
7.В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститутим. Горького. В 1965 году издаёт первую книгу.
8. В морозную крещенскую ночь 19 января 1971 года Николая Рубцова не стало. Ему исполнилось 35 лет.
Я умру в крещенские морозы<o:o:p></o:o:p>
Я умру, когда трещат берёзы.
9.В родном его городе Тотьмена берегу реки Сухоны разбит парк в честь поэта и воздвигнут памятник. На его надгробии написаны слова: «Россия, Русь! Хранисебя, храни!»<o:o:p></o:o:p>
Вывод:<o:o:p></o:o:p>
-Каким человеком вы себе представляете Н. Рубцова?
В памяти В. Коротаева поэт остался таким: « Повышенная ранимость и целомудрие уживались в нём с безогляднойрусской удалью, доверчивость и открытость души соседствовали с замкнутостью. Рубцов был невелик ростоми очень худ, с тонкими чертами лица. И щёки, и лоб…были бледны, глаза глядели сосредоточенно и одновременно застенчиво. Он говорил настороженно, не громко, отрывисто.Он был стойким имужественным, но мог опустить руки из-за неудачи. Мечтал о семейном уюте, нооставался скитальцем по своей сути.
Немало пришлось ему путешествовать, странствовать. Но всегда его тянуло на родину, домой.
Страница № 2
Малая родина в поэзии Н. Рубцова.<o:o:p></o:o:p>
А) «Тихая моя родина» стр. 178
Чтение наизусть.
Работа по тексту.
1. Что из этого стихотворения вы узнали о жизни поэта?
2.Как рисует Рубцов свою «малую родину»?
3. Какие мысли и чувства выразил поэт?
Совпадает ли автор и лирический герой?
4.Какие художественные изобразительные средства языка он использовал для этого(эпитеты, метафоры, аллитерация, сравнение)
Эпитеты
Вывод: Лирический герой возвращается на родину, домой в те места, которые всегда хранил в своей памяти, туда, где похоронена его мать. Разве об этом можно кричать или дажеговорить громко.
— Прочтём шепотом 1 столбик.
Обратите вниманиена ещё один художественный приём – аллитерацию, то есть повторение звуков.
— найдите сравнение
— о чём говорит это сравнение?
5. Найди строки, выражающиеглавную мысль стихотворения «Тихая моя родина»
б) «Звезда полей»
Чтение наизусть.
Работа с текстом.
1. Беседа по тексту.
-Чем необычно это стихотворение?
Вывод: Наверное, это не случайно этот повтор делает все стихотворения звёздным, светлым. Это и красота, это и счастье, и судьба, вечность, бессмертие, это и его
«тихая родина» это и «звезда – Русь.
2.Прочитайте строки, слова, которыми рисует поэт «малую родину»
Вывод: Поэзия Рубцова глубоко символична. Символы «малой родины» — это берёзы, храм, ивы над прудом, погост, деревня звезда.
Страница № 3
Каким видится Н.Рубцов?<o:o:p></o:o:p>
Хочется ли читать его стихи.
Кто скажет о человеке лучше, чем друг. Друг. Н. Рубцова по институту, а позже литературных критик Василий Оботуров писал: « У каждого поэтаесть свой предмет поэзии. Для этого существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Н. Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к сострадательности и совестливости.»
Чтение стихотворенийучащимися
Тихонова. Т. «Далёкое»
Абдулова. О. «Грани»
-Почему такназывается стихотворение?
Винтоняк. М. «Медведь»
— К комуобращается поэт в этом стихотворении?
Васильев. К.« Тихая моя родина»
— Почему понравилась это стихотворение
Федосеенко В… «До конца до тихогокреста.
Учитель« Доволен я буквально всем»
Страница № 4
Музыкальная <o:o:p></o:o:p>
Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов; их не нужно перекладывать на музыку её нужно улавливать в них.
Песня « В горнице»<o:o:p></o:o:p>
<o:o:p></o:o:p>Заключительное слово учителя<o:o:p></o:o:p>
Я думаю, вы убедились сегодня в том, что лирика Н. Рубцова истинно народная, она продолжает традиции русской классики. Стихи его живут в нас, очищают душу, наполняют добрым светом. Пусть в ваших сердцах останутся навсегда искренность и трепет поэзии Н. Рубцова.
<o:o:p></o:o:p>Домашнее задание<o:o:p></o:o:p>
Написать мини – сочинение « Тихая моя родина» о своей малой родине.