Урок-исследование "Биография слова хлеб»
Цели урока:
обучающая: учить детей творческому освоению жизненного материала, который их окружает, подвести детей к самостоятельному созданию художественного образа
развивающая: совершенствовать работу в группе, паре, на основе сотрудничества, товарищеского взаимоуважения и помощи; развивать монологическую речь учащихся; аналитическое чтение; умение работать со справочной литературой
воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание бережного отношения к хлебу, доброты и чуткости через эмоциональное восприятие слова.
Тип урока:урок- исследование
Исследовательский метод
Приёмы: работа с дополнительным материалом, групповая деятельность учащихся
Форма урока: коллективно- творческая работа
Глоссарий: биография,хлеб
Оборудование: разные виды хлеба ( черный, белый, батон, круглый, пшеница, колосья), иллюстрации хлеб1, хлеба2, хлеба3, хлеба4, картина И. Шишкина « Рожь», исследовательский лист, словари: В. И Даля « Словарь живого великорусского языка», С.И. Ожегова « Толковый словарь», Л.А. Войнова « Фразеологический словарь русского языка», распечатки текстов (см. приложение).
Рабочие группы: историки, лингвисты, мудрецы.
Задачи исследовательской группы
№1 « Историки»
- Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова
- Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба
№2 « Лингвисты»
- Проанализировать лексическое значение слова хлеб в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова
- Подобрать к каждому из значений слова прилагательные, глаголы.
№3 « Мудрецы»
- Выписать из « Фразеологического словаря русского языка» фразеологизмы со словом хлеб
Дать объяснение следующим фразеологизмам:Водить хлеб-соль, даром хлеб есть, отбивать хлеб, хлеб насущный.
Ход урока
Этап урока |
Орг. момент -Ребята, а знаете ли вы что на свете самое дорогое? — Золото не самое дорогое на свете. Есть что- то и подороже. Сейчас я расскажу вам историю. Жил в давние времена один царь. Звали его Мидас. Был он жадный и все хотел стать самым богатым. И тогда попросил богов сделать так, чтобы он мог все превращать в золото. Прикоснется к любому предмету — тот становится золотым. Боги дали ему такую способность. Но скоро Мидас и сам был не рад. Потому что в золото превратилась и еда. Даже хлеб. И тогда снова стал он просить богов: не надо мне никакого золота, лишь бы хлеб был. |
Определение темы и задач урока Сегодня на уроке мы будем говорить о самом дорогом -о хлебе. Тема урока: « Биография слова хлеб» — Что такое биография? — Где мы можем узнать о жизни слова? ( словари) Задачи:
Работать будем группами: историки, лингвисты, мудрецы. Нам важно: — Доказывать свою точку зрения — Перебивать товарищей — Внимательно выслушивать товарищей — Выкрикивать свое мнение — Использовать знания и умения, полученные на других уроках — Бояться высказывать свое мнение — Быстро и дружно работать в группе |
Самостоятельная работа в группах №1 « Историки» 1.Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова с. 694 Заполнить лист исследования 2.Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба Текст №1 Из работ археологов мы знаем, что первый хлеб был получен в лесу. Стало известно, что древнейший хлеб был из желудей. Вымоченные и высушенные желуди растирали между камнями в муку, из которой готовили первые лепешки и кашу. Свыше 10 тысяч лет назад, еще в то время, когда человек жил в пещерах начали употреблять в пищу пшеницу. В то время как мужчины охотились за дикими животными, женщины собирали съедобные коренья, листья и плоды. Они делали запасы. Лучше всего сохранялись сухие зерна. Зерна, просыпанные около жилища, давали всходы. Так возле жилища первобытного человека появились нужные ему растения Текс№2 Откуда к нам пришло это слово «хлеб»? «Ничего в этом загадочного нет,- объяснила нам она,- ведь греки пекли хлеб в специальных горшках-«клибанос». Отсюда и родилось это слово, а затем оно перефразировалось в «хлайфс». Далее его позаимствовали славяне, германцы Текст №3 Балда говорит: « Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелчка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу» А. С. Пушкин « Сказка о попе и о работнике его Балде» Вареная полба- это дикая пшеница, о ней люди знали многие тысячи лет. А в давние времена она была главным хлебом древних людей. №2 « Лингвисты» 1.Проанализировать лексическое значение слова хлеб в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова c.862 2.Подобрать к каждому из значений слова прилагательные, глаголы. 4.Заполнить лист исследования. №3 « Мудрецы» 1.Выписать из « Фразеологического словаря русского языка» фразеологизмы со словом хлеб с.506 2.Дать объяснение следующим фразеологизмам: Водить хлеб-соль с.74, даром хлеб есть с.155, отбивать хлеб с.299, хлеб насущный с.506. |
Выступление групп |
Обобщение. Итог исследования 1.Хлеб появился свыше 10 тысяч лет назад. Первый хлеб выпекали из желудей. 2. Слово хлеб появилось от слова – «клибанос»- « хлайфс» 3. Полба- вид дикой пшеницы. Главный хлеб древних людей. 4. Лексическое толкование слова хлеб в словаре В.И. Даля и словаре С. И Ожегова совпадает. 5. Русская речь богата фразеологизмами со словом хлеб. |
Вручение сертификатов об исследовании |
Домашнее задание Оформить исследовательскую работу по теме « Биография слова хлеб» |
Рефлексия Наши ассоциации Когда я слышу слово хлеб, я… Вижу…… Слышу…. Чувствую…. |
Воспитательный момент Все праздники – рождения, именины, свадьбы и даже похороны – не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь: когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почет, уважение и твердость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал. Упавший хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения. На Руси относились к хлебу трепетно и уважительно. Свидетельство этому – огромное количество пословиц и поговорок о хлебе. Хлеб – всему голова. |
Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви. Хлеб, соль- дар Божий, говорят русские. Не принять хлеба, значит прогневить Бога. |
Итог урока Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! В нем здоровье — наше, сила В нем чудесное тепло Сколько рук его растило Сохраняло, берегло! Ведь не сразу зерна стали хлебом тем, что на столе Сколько рук его растило Согревало, берегло Слава хлебу и рука, что его растили! |