Урок-исследование "Биография слова хлеб»

Цели урока:

обучающая: учить детей творческому освоению жизненного материала, который их окружает, подвести детей к самостоятельному созданию художественного образа

развивающая: совершенствовать работу в группе, паре, на основе сотрудничества, товарищеского взаимоуважения и помощи; развивать монологическую речь учащихся; аналитическое чтение; умение работать со справочной литературой

воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание бережного отношения к хлебу, доброты и чуткости через эмоциональное восприятие слова.

Тип урока:урок- исследование

Исследовательский метод

Приёмы: работа с дополнительным материалом,  групповая деятельность учащихся

Форма урока: коллективно- творческая работа

Глоссарий: биография,хлеб

Оборудование: разные виды хлеба ( черный, белый, батон, круглый, пшеница, колосья), иллюстрации хлеб1, хлеба2, хлеба3, хлеба4, картина И. Шишкина « Рожь», исследовательский лист, словари: В. И Даля « Словарь живого великорусского языка», С.И. Ожегова « Толковый словарь», Л.А. Войнова « Фразеологический словарь русского языка», распечатки текстов (см. приложение).

Рабочие группы: историки, лингвисты, мудрецы.

Задачи исследовательской группы

№1 « Историки»

  1. Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова
  2. Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба

№2 « Лингвисты»

  1. Проанализировать лексическое значение слова хлеб в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова
  2. Подобрать к каждому из значений слова прилагательные, глаголы.

№3 « Мудрецы»

  1. Выписать из « Фразеологического словаря русского языка» фразеологизмы со словом хлеб

Дать объяснение следующим фразеологизмам:Водить хлеб-соль, даром хлеб есть, отбивать хлеб, хлеб насущный.



Ход урока

Этап урока

Орг. момент

-Ребята, а знаете ли вы что на свете самое дорогое?

— Золото не самое дорогое на свете. Есть что- то и  подороже. Сейчас я расскажу вам историю. Жил в давние времена один царь. Звали его Мидас. Был он жадный и все хотел стать самым богатым. И тогда попросил богов сделать так, чтобы он мог все превращать в золото. Прикоснется к любому предмету — тот становится золотым. Боги дали ему такую способность. Но скоро Мидас и сам был не рад. Потому что в золото превратилась и еда. Даже хлеб. И тогда снова стал он просить богов: не надо мне никакого золота, лишь бы хлеб был.

Определение темы и задач урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом дорогом -о хлебе.

Тема урока: « Биография слова хлеб»

— Что такое биография?

— Где мы можем узнать о жизни слова? ( словари)

Задачи:

  1. изучить историю возникновения слова ХЛЕБ
  2. выявить лексическое значение этого слова
  3. выявить значение фразеологизмов со словом ХЛЕБ

Работать будем группами: историки, лингвисты, мудрецы.

Нам важно:

— Доказывать свою точку зрения

— Перебивать товарищей

— Внимательно выслушивать товарищей

Выкрикивать свое мнение

— Использовать знания и умения, полученные на других уроках

Бояться высказывать свое мнение

— Быстро и дружно работать в группе

 Самостоятельная работа в группах 

№1 « Историки»

1.Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова  с. 694

Заполнить лист исследования

2.Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба

Текст №1

Из работ археологов мы знаем, что первый хлеб был получен в лесу. Стало известно, что древнейший хлеб был из желудей. Вымоченные и высушенные желуди растирали между камнями в муку, из которой готовили первые лепешки и кашу. Свыше 10 тысяч лет назад, еще в то время, когда человек жил в пещерах начали употреблять в пищу пшеницу.

В то время как мужчины охотились за дикими животными, женщины собирали съедобные коренья, листья и  плоды. Они делали запасы. Лучше всего сохранялись сухие зерна. Зерна, просыпанные около жилища, давали всходы. Так возле жилища первобытного человека появились нужные ему растения

Текс№2

 Откуда к нам пришло это слово «хлеб»?

«Ничего в этом загадочного нет,- объяснила нам она,- ведь греки пекли хлеб в специальных горшках-«клибанос». Отсюда и родилось это слово, а затем оно перефразировалось в «хлайфс». Далее его позаимствовали славяне, германцы

Текст №3

Балда говорит:

« Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу» А. С. Пушкин « Сказка о попе и о работнике его Балде»

Вареная полба- это дикая пшеница, о ней люди знали многие тысячи лет. А в давние времена она была главным хлебом древних людей.

№2 « Лингвисты»

1.Проанализировать лексическое значение слова хлеб в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова  c.862

2.Подобрать к каждому из значений слова прилагательные, глаголы.

4.Заполнить  лист  исследования.

 №3 « Мудрецы»

1.Выписать из « Фразеологического словаря русского языка» фразеологизмы со словом хлеб с.506

2.Дать объяснение следующим фразеологизмам:

Водить хлеб-соль  с.74, даром хлеб есть   с.155, отбивать хлеб  с.299,

хлеб насущный  с.506.

Выступление групп

Обобщение. Итог исследования

1.Хлеб появился свыше 10 тысяч лет назад. Первый хлеб выпекали из желудей.

2. Слово хлеб появилось от слова – «клибанос»- « хлайфс»

3. Полба- вид дикой пшеницы. Главный хлеб древних людей.

4. Лексическое толкование слова хлеб  в словаре В.И. Даля и словаре С. И Ожегова совпадает.

5. Русская речь богата фразеологизмами  со словом хлеб.

Вручение сертификатов об исследовании

Домашнее  задание

Оформить исследовательскую работу по теме « Биография слова хлеб»

Рефлексия

Наши ассоциации

Когда я слышу слово хлеб, я…

Вижу……

Слышу….

Чувствую….

Воспитательный момент

Все праздники – рождения, именины, свадьбы и даже похороны – не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь: когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почет, уважение и твердость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал.  Упавший хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения. На Руси относились к хлебу трепетно и уважительно.  Свидетельство этому – огромное количество пословиц и поговорок о хлебе.

Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска – и в горнице тоска.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.

Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви.

Хлеб, соль- дар Божий, говорят русские. Не принять хлеба, значит прогневить Бога.

Итог урока

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

В нем здоровье — наше, сила

В нем чудесное тепло

Сколько рук его растило

Сохраняло, берегло! Ведь не сразу зерна стали хлебом тем, что на столе

Сколько рук его растило

Согревало, берегло

Слава хлебу и рука, что его растили!

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутить просмотры
Елена
Елена
Было на сайте никогда
52 года (02.12.1971)
Читателей: 1 Опыт: 0 Карма: 1
все 0 Мои друзья