Исследование слова-концепта « добро»

Урок русского языка.  Развитие речи.

Тема: Исследование слова-концепта « добро»

Дата проведения: 14.03.2014

Цели урока:

обучающая: учить детей творческому освоению жизненного материала, который их окружает, подвести детей к самостоятельному созданию художественного образа слова.

развивающая: совершенствовать работу в группе, паре, на основе сотрудничества, товарищеского взаимоуважения и помощи; развивать монологическую речь учащихся; аналитическое чтение; умение работать со справочной литературой.

воспитательная:воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание  доброты и чуткости через эмоциональное восприятие слова.

Тип урока:Развитие речи урок- исследование

Методы обученияисследовательский, игровой, объяснительно – иллюстративный метод эвристической беседы,обучение в сотрудничестве.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
-смена видов деятельности;     
-динамическая пауза;
-игровой компонент;
-рефлексия.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная,
групповая

Приёмы:работа с дополнительным материалом,  групповая деятельность учащихся

Форма урока: коллективно- творческая работа

Глоссарий: энциклопедия, доброта

Оборудование: исследовательский лист, словари: В. И Даля « Словарь живого великорусского языка», С.И. Ожегова « Толковый словарь», Л.А. Войнова « Фразеологический словарь русского языка», распечатки текстов, Школьный СО словарь В. И Круковер, словарь антонимов Л.А.Введенская, словарь синонимов Л.Г. Бабенко(см. приложение).

Рабочие группы: историки, лингвисты, мудрецы, знатоки.

Задачи исследовательской группы

№1 « Лингвисты»

Группа №1№1 « Лингвисты»

  1. Проанализировать значение слова добро в словаре В. И. Даля, выписать лексическое значения этого слова
  2. Проанализировать лексическое значение слова   добро в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова
  3. Подобрать   родственные слова.
  4. Слова синонимы к слову добро
  5. Антонимы к слову добро

 

 

№2 «Историки»

1.      Прочитать притчу о  милосердном самарянине

2.      Пересказать притчу о милосердном самарянине.

3.      Ответить на вопрос: « Кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?»

4.      Выписать  ответ Иисуса  законнику, объяснить смысл

Группа №3

№3 «Знатоки»

1.Какой урок доброты преподала Катерина Петровна герою рассказа В.П Астафьев« Конь с розовой гривой».  ( пересказ с. 80 « Литература. 6 класс.В. П. Полухина)

2.Что заставило В. Распутина написать рассказ « Уроки французского» ?  ?   С. 86 « Литература. 6 класс.» В. П. Полухина статья « Уроки доброты»

3. Что  такое духовная память, духовный опыт человека?   С. 86 « Литература. 6 класс.» В. П. Полухина статья « Уроки доброты»

№4 « Мудрецы»

  1. Выписать из « Фразеологического словаря русского языка» фразеологизмы со словом доброта.
  2. Дать объяснение следующим фразеологизмам:по доброй воле; от добра добра не ищут; в добрый час; добрый малый; люди боброй воли.
  3. Привести примеры пословиц

Группы:

1.      Коршунов Данил                         1.Юменчук Настя

2.      Ахметчина Юля                             2. Бородина  Маша

3.      Ахметзянова Настя                       3.Дыдалева Света

4.      Бахтияров Виталя                          4. Лебедева  Вика

5.      Говоркова Анна                             5. Нагибина Света

6.      Абраккипова Наташа                     6. Поздняков Коля

 

1.      Селезнева     Даша             1. Суслова Ульяна

2.      Солобоева Кристина           2. Дунаев Денис

3.      Усков Вася                           3. Харченко Диана

4.      Терещенко Алеша               4. Нашиванкин Никита

5.      Лукин Савва                         5. Нагибина Юля

6.      Лаврентьев Юра                   6. Глотов Евгений

 

 

 

 

 

 

 

План урока

Этап урока.

Содержание учебного материала,
деятельность учителя.

Содержание учебного материала, деятельность учащихся.

оборудование

Время

1.Организационный момент

Придумано кем-то 
Просто и мудро 
При встрече здороваться: 
— Доброе утро! 
Доброе утро! 


Солнцу и птицам. 
Доброе утро! 
Улыбчивым лицам. 
И каждый становится 
Добрым, доверчивым… 
Пусть доброе утро 
Длится до вечера.

— Есть ли у вас любимое слово, назовите его?

-А любимая книга, фильм?

Вывод: оказывается, все в окружающем нас мире делится на любимое нами и нелюбимое. Все, кроме слов. Мы об этом не задумываемся, потому что привыкаем к словам, воспринимаем слова как естественное  и вечное.  Сегодня на уроке мы познакомимся поближе с одним словом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на слайде   2

 

ДОБРО

2

Составление кластера

Запишите ассоциативный ряд слов к слову

« добро»

радость, хорошие поступки, ласковый голос  мамы, счастье, нежность, забота, защита слабого

слайд 3

 

2.Определение темы и задач урока

Тема урока: « Энциклопедия  слова добро»

-что такое энциклопедия?

— где можно узнать историю происхождения слова?

Задачи урока:

1.      Выявить лексическое значение слова «добро» в словарях.

2.      Рассмотреть значение слова

« добро» в Библии, рассказах В. П. Астафьева, В.Г. Распутина

      3.Проанализировать жизненные ситуации

Работать будем группами: историки, лингвисты, мудрецы, знатоки

Нам важно:

— Доказывать свою точку зрения

— Перебивать товарищей

— Внимательно выслушивать товарищей

Выкрикивать свое мнение

— Использовать знания и умения, полученные на других уроках

Бояться высказывать свое мнение

— Быстро и дружно работать в группе

 

Энциклопедия –зто научное справочное пособие по отдельным отраслям знания в форме словаря

слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 5

3

3.Самостоятельная работа в группах

 

 

слайд 6    7  8  9

5

4.Выступление группы №1

Группа №1№1 « Лингвисты»

1.Проанализировать значение слова добро в словаре В. И. Даля, выписать лексическое значения этого слова

2.Проанализировать лексическое значение слова   добро в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова   с. 169

3.Подобрать   родственные слова.

4.Слова синонимы к слову добро

5.Антонимы к слову добро

 

 

Появление: XI век от старославянского. Русское слово « добро»звучит очень похоже в родственных русскому славянских языках: на украинском языке-«добро», на белорусском – « дабро», на болгарском –« добро». Слово общее для всех славянских языков.

Родственные слова: доброжелательность, доброволец, добрейший, предобрый, добренький, добряк, добродетель, добродушный

Синонимы: искренность, забота, ласка, милосердие, помощь, польза, благо.

Антонимы: зло, вред

слайд с заданиями  6

10   11

5

5.Выступление группы №2

Группа  №2 «Историки»

1.Прочитать притчу о милосердном  самарянине

2.Пересказать притчу о милосердном самарянине.

3.Ответить на вопрос: « Кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?»

4. Выписать  ответ Иисуса  законнику, объяснить смысл

 

« Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и сею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя»

слайд    7  12

5

6.Динамическая пауза

Раз-подняться, подтянуться

Два- согнуться, улыбнуться

Три-  в ладошки три хлопка

на   четыре –два прыжка

пять- руками помахать

шесть- начнем опять писать.

 

 

2

7.

Группа   №3 «Знатоки»

1.Какой урок доброты преподала Катерина Петровна герою рассказа В.П Астафьев« Конь с розовой гривой».  ( пересказ с. 80 « Литература. 6 класс.В. П. Полухина)

 

2.Что заставило В. Распутина написать рассказ « Уроки французского» ?  ?   С. 86 « Литература. 6 класс.» В. П. Полухина статья « Уроки доброты»

 

3. Что  такое духовная память, духовный опыт человека?   С. 86 « Литература. 6 класс.» В. П. Полухина статья « Уроки доброты»

 

В.П. Астафьев

« Сколько лет прошло с тех пор! Сколько событий минуло!.. А я все не могу забыть бабушкиного пряника- того дивного коня с розовой гривой»

 

 

 

В. Г. Распутин

« Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает»

слайд 8 12

5

8.

№4 « Мудрецы»

1.Выписать из « Фразеологического словаря русского языка» фразеологизмы со словом доброта.

2.Дать объяснение следующим фразеологизмам:по доброй воле; от добра добра не ищут; в добрый час; добрый малый; люди боброй воли.

3.Привести примеры пословиц

 

 

 

Фразеологизмы:будьте добры, доброго здоровья, добрый час, в добрый   путь, добрый малый, поминать добром, люди доброй воли, по доброй воле, от добра добра не ищут,

Пословицы: Красота на года, добро навсегда. Добро не умрет, а зло пропадет. Доброе дело и в воде не тонет. Доброму- добрая память. Добрым быть- добрым слыть. Добро помни, а зло забывай. Доброе дело само себя хвалит. Добра желаешь- добро и делай.

слайд 9   14

5

9. Итоги исследования

Слово « добро» настолько многогранно, настолько емко, настолько наполнено философским смыслом, что можно провести много дней, размышляя над его значением. И действительно, может быть, когда – нибудь ученые-языковеды составят энциклопедию одного слова. И слово это будет- « добро».

 

 

 

1

10.  Воспитательный момент

 

Притча о двух волках

 

 

 

 

«притча» — иносказательный рассказ с нравоучением. 

Притча отличается от повествования тем, что в ней нет указания ни на место действия, ни на время, в ней нет исторических лиц, их герой – один человек, человек вообще, поставленный в ситуацию выбора. Подчас, ох как нелегко сделать правильный выбор. Что предпочесть: правду или ложь, честность или предательство, доброе слово или оскорбление, милосердие или жестокость.

слайд   15

3

11.

— Ребята, а какие добрые дела сделали вы?

Вывод: добро как солнце, а наши добрые поступки –лучи этого солнца, и чем  больше добрых поступков мы делаем, тем ярче светит это солнце

 

солнце

слайд   16

 

11.Домашнее задание

 

Сочинение « Что такое добро?»

 

слайд   17

2

12. Оценка деятельности

заполнение оценочных листов

1.      Я отвечал устно

2.      Я   дополнял ответы в группе

3.      Приготовил рисунок

4.      Выполнил проект

5.      Я понял тему урока……

 

 

2

13. Рефлексия.

Сегодня на уроке мне было………

Больше всего мне понравилось…..

Сегодня на уроке  на уроке я понял……

 

слайд 18

1

 

 

 

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутить просмотры
Елена
Елена
Было на сайте никогда
52 года (02.12.1971)
Читателей: 1 Опыт: 0 Карма: 1
все 0 Мои друзья